ПОИСКИ ГАРМОНИИ Размышляя о судьбах культуристов-профи, которым подчас некуда себя деть после завершения соревновательной карьеры, Принс говорит, что лично для него получение высшего образования и потом научная работа над диссертацией были не так и трудны. Весь секрет во внутренних установках. Да, сам он боготворил силу и огромную мышечную массу чемпионов, но никогда не относился высокомерно к книгам. Между тем, многие качки смотрят на мир словно через узкий глазок камеры обскуры: если и читают, то лишь книги и журналы по культуризму, но чаще не читают вообще ничего. Ну а мозг быстро отвыкает от интеллектуальной работы, тем более в условиях сверхтяжелого стрессового тренинга. Проходит 3-5 лет, и любое умственное напряжение становится в тягость. Где уж тут думать о сдаче экзаменов и образовании! По мнению Принса, любому культуристу нужно много читать. Приток словесной информации поддерживает остроту мышления, расширяет словарный запас и, в конечно счете, жизненные горизонты. Больше того, когда много читаешь художественной, познавательной, политической литературы, рано или поздно набредаешь на тему, которая тебе почему-то внутренне интересна. Ну а если что-то интересно, хочешь знать об этом больше и больше. Ты подкупаешь новые и новые книги, а потом говоришь себе: а почему бы мне не заняться всем этим по-настоящему? В детстве Принс много всего читал и в конце концов остановил свой выбор на исторических романах. Потом дело дошло до солидной исторической литературы, а потом Принс сознательно поступил в университет, чтобы знать историю глубоко, так сказать, профессионально. История - огромный мир, но Принса глубоко интересовал только один из исторических материков - история литературы, а именно поэзии. Общеизвестно, что стихосложение сегодня в небольшом почете. Стихотворные сборники выходят ничтожными тиражами и почти не находят покупателя. Нынешних поэтов, в отличие от давних времен, мало кто знает. Похоже, поэзия в наши дни тихо умирает, вытесненная из сознания телевидением и голливудскими боевиками. Том Принс тоже так думал, пока однажды в силу профессионального интереса не попал на выступление чудаков, певших древние шотландские баллады. К тому времени Принс хорошо знал, что эти длинные баллады представляют собой стихотворные поэмы, положенные на музыку. Обычно они подробно описывают исторические события - так древний шотландский народ, в большинстве своем неграмотный, в образной поэтической форме передавал из поколения в поколение память о своем славном прошлом. И тут Принса осенило: поэзия как величайшее художественное достижение человеческого ума не умерла и не может умереть, как никогда не сможет умереть та же музыка! Просто в нашем мире она приняла принципиально новую форму! Какую? Рок-музыки! Взволнованный Принс заперся в своей небольшой комнате в университетском общежитии и вывел на чистом листе тему своей будущей диссертации "Современная рок-музыка как форма поэзии". Аргументы? Вот они - все рок-звезды сами пишут тексты своих песен. Они не могут иначе, потому что из них, как из любого настоящего поэта, настойчиво рвется наружу потребность прямого словесного контакта со слушателем. Своими песнями они не развлекают, они эмоционально общаются со всеми нами. Их песни, точно как стихотворения великих поэтов в прошлом, становятся манифестами, гимнами поколений, они будоражат сознание, заставляют иначе мыслить! Вспомните Брюса Спрингстина, Леннона, Пола Саймона, Джима Моррисона... Музыка была для них только поводом к поэтическому высказыванию. Поэзия умерла? Как бы не так! Вспомните миллионные тиражи пластинок, вспомните многотысячные толпы, скандирующие в вслед за "Роллинг стоунз" мрачные и вместе с тем бесконечно поэтичные строки: Я бреду глухой ночью по пустынному городу. Мое сердце наполнено тоской одиночества... "Можно даже вывести общее правило, - не поспевая за собственными мыслями, выводил на бумаге Принс. - Бессмертные хиты - это бесконечно талантливые стихотворения, в которых поэт сумел угадать настроение многомиллионной рок-аудитории в планетарном масштабе, и выразить это настроение, опираясь на тонкую романтическую настроенность, извечно живущую в каждом человеке..." Защита толстенной, на 120 страницах диссертации Принса прошла на ура, а через полтора месяца он уже выступал в Нью-Йорке на подиуме турнира "Ночь чемпионов".
КОЕ-ЧТО О РОМАНТИЗМЕ Принс цитирует знаменитого английского поэта Джона Китса: "Невозможно оставаться романтиком после 25-ти, поскольку общество к этому времени уже испортит тебя слишком сильно..." Это к тому, что самого Принса привела в бодибилдинг именно романтика. В 17 лет он загорелся мечтой выглядеть величественным мускулистым монстром, боготворил чемпионов, обклеивал их фотографиями стены своей комнаты, писал им искренние восторженные письма... Если бы тогда его спросили, какая мечта у него главная, то он, конечно же, ответил: попасть в призеры "Олимпии". Сегодня, в 30 лет, Принс настроен иначе: "Никак нельзя делать титулы главной целью жизни. В погоне за ними можно запросто растерять здоровье, и что тогда будет с твоей семьей? Большие мышцы -это хорошо, но жена, дети - важнее. Я встречал немало ребят, которые заигрались в игру под названием бодибилдинг, а потом очнулись на обочине жизни в возрасте 35-40 лет. А это как раз то время, когда острее всего нуждаешься в социальном статусе, уважении со стороны окружающих, да и просто в деньгах. Так что, как ни крути, для тебя, культуриста, писаны те же законы, что и для остальных: главное - это образование и профессиональный рост." Тут Принсу можно полностью доверять, поскольку его личный друг Джим Манион возглавляет солидное ведомство - национальный совет по физической культуре. Манион подтверждает: "Многие качки вообще не думают о получении серьезной профессии, заявляя, что живут и умрут ради спорта. Но надо помнить, что ежегодно только 20 культуристов по всему миру получают более-менее достойные контракты, позволяющие оплачивать собственное существование. Да и то контракт - вещь непостоянная, сегодня он есть, завтра нет." По жизни Принс имеет такие планы. В 35 лет он оставит соревновательный бодибилдинг и подыщет себе работу преподавателя в каком-нибудь университете. Ни на какие суперпобеды он сознательно не закладывается: "Бодибилдинг -это величайшее удовольствие по жизни. И лучшие моменты - это соревнования, когда ты встречаешь старых друзей, видишь восторг фанатов. Что же касается медалей, то сегодня я стал мудрее. Мне достаточно, что для своей жены я -лучший культурист на планете!"
MUSCLES & FITNESS №4, 2000 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||