"Держись крепко. Подтягивайся широчайшими. Шире размах. Дай крыльям ширину, дружище."

 

«Труднее всего, когда ты был в шаге от победы, вернуться в следующий раз, преодолев себя, и победить», - мудрая истина, которой Крис Кормье делится с Китом Уильямсом. Легендарный Real Deal, Гроза Турниров, усвоил это на своем опыте - как положительном, так и отрицательном. Он выиграл чемпионат США в профессиональной лиге со второй попытки и шесть раз подряд занимал второе место на «Арнольд Классик». Уильямс был вторым среди супертяжеловесов США на турнирах претендентов в 2009 и 2010 годах и третьим в этом году, и тем самым зарекомендовал себя в качестве главного фаворита. Но, к сожалению, многие перспективные культуристы застревали где-то на остановке - «почти, но еще не профи». Кит должен преодолеть этот барьер. И вот, спустя 17 лет после победы на чемпионате США, Кормье, хитрый ветеран, прорабатывает спину с амбициозным главным претендентом, чтобы помочь ему преодолеть последний рубеж и стать профессионалом.

ДАЙ ЕЙ ШИРИНЫ Хотя Уильямс сейчас живет в Миннесоте, вырос он в пригороде Лос-Анджелеса; будучи старшеклассником он, сам того не ведая, спринтовал к успехам в легкой атлетике лишь в нескольких километрах от Флекса Уилера и Криса Кормье, оттачивавших свои повторы. Партнеры по залу Голдз Джим (Gold's Gym) в Венисе один за другим штурмовали титулы на чемпионатах США. Уилер взял звание «Мистер Калифорния» в 1989-м, Кормье в 1990-м, в 1991 году Уилер занял второе и Кормье четвертое место среди тяжеловесов на своем первом чемпионате США и оба «сделали всех» со своей следующей попытки - Уилер в 1992-м, а Кормье в 1993-м. Спустя поколение Уильямс пригласит Флекса Уилера в качестве тренера-диетолога, а его сотрудничество с Кормье в Мекке бодибилдеров, Голдз Джим в Венисе, замкнет этот круг.

На перекладине для подтягиваний, посередине блоков в первом зале Мекки, на стенах которого потом разместятся их фотографии «до и после», Уилер и Кормье по очереди подтягивались по 10-15 раз в подходе, вырядившись в широкие леопардовые штаны, с прикольными ирокезами на головах, в то время как динамики глушили все звуками «Too Legit to Quit». Прикид, стрижки и Эм Си Хаммер ушли, но Гроза снова хочет начать свою тренировку с подтягиваний. Закрепившись ремнями вокруг прямой перекладины, хватом средней ширины он выжимает десятку, держа все свои 126 кг перпенди­кулярно полу, насколько это возможно.

Пока Уильямс крепит ремни, Кормье говорит ему: «Держись крепко. Подтягивайся широчайшими». И Уильямс, тоже весящий 126 кг, приступает к работе. По мере нарастания повторов растет и дух товарищества между двумя спортсменами. Несмотря на внушительную разницу в опыте (Кормье - семьдесят два турнира в профи, Уильямс - ноль), их разница в возрасте меньше чем шесть лет, и Уильямс, уже наслушался столько историй Флекса Уилера о старых добрых временах Голдза, что считает именно себя третьим партнером в знаменитом триумвирате качалки Вениса, а не Рико МакКлинтона. «Шире размах, дай крыльям ширину, дружище», - говорит чемпион США 1993 года своему ученику, когда тот из последних сил отбивает завершающие повторы своего финального подхода при содействии и помощи самого наставника. «Тянись до конца. Сделай ее. Я держу тебя. До потолка, дружок». Завершив четыре подхода, они торжественно чокнулись кулаками.

КОРМЬЕ И УИЛЬЯМС

ТРЕНИРОВКА НА СПИНУ

Упражнение Сеты Повторы Вес
Подтягивания 4 10-15 вес тела
Тяга штанги к поясу 4 10-6 225-315
Тяга гантели одной рукой в наклоне 4 10 100-125
Тяга нижнего блока 3 12-8 170-250

 

ДАЙ ВЗРЫВ, БРАТИШКА 38-летний Уильямс не слишком стар и не слишком горд, чтобы учиться у предшественников, и потому он набирается мудрости не только у Уилера, но и у Джея Катлера, Чарльза Гласа, а сегодня вот у Кормье. Так же и 43-летний Кормье, победитель одиннадцати турниров профлиги ИФББ, внимает своему наставнику, шестикратному «Мистеру Олимпия» Дориану Йейтсу, ведь именно Тень научил его делать тягу в стиле Temple. Сегодня Real Deal повторяет пройденное. Он берет штангу верхним хватом, расставив руки на ширину плеч (Йейтс обычно берет обратным, но не настаивает на этом), держит туловище примерно под углом 45 градусов к полу и поднимает корпус выше, когда тянет штангу к поясу. В верхней точке его спина почти вертикальна, так что это напоминает нечто среднее между тягой и шрагами, и он сокращает мышцы верхней части спины настолько сильно, насколько возможно, а затем опускает железо обратно, на стартовую позицию.

Как только Кормье убедился, что его новый послушник взял правильный наклон, каждый из них делает по два разминочных подхода с весом 60 кг. «Со взрывом вверх, браток. А теперь с боем вниз. Такое сопротивление заставляет работать дополнительные волокна». Во время некоторых повторов Кормье кладет руки на нижнюю часть широчайших Уильямса, чтобы тот смог почувствовать, чем он должен тянуть. Нанизываются еще два «блина», теперь на штанге 100 кг, и они начинают работать. Выжав по повтору, они увеличивают вес до 125 кг, и, как только Уильямс сравнялся с восьмью повторами Кормье, вес увеличивается до 140 кг.

Пыхтя и потея, Кормье выжимает шесть. «Неплохо для старика, - говорит он, и, пока Уильямс затягивается поясом Флекса Уилера, «старик» добавляет: - Ты должен выкладываться, детка. Ты должен хотеть выкладываться». Уильямс затянул пояс и потянул штангу. «Поехали! Впереди США! Давай! Тяни ее! Тяни! С боем вниз! Борись! Давай!» Следуют шесть повторов. И чоканье кулаками.

«Ну что, прочувствовал?» - смеется Кормье.

Ухмылка Уильямса означает согласие.

«Это было ново для меня, стиль, что мы использовали, - объясняет Уильямс. - Я научился сопротивляться на пути вниз, поднимаясь, держать 45-градусный угол, и я действительно тянул к поясу изо всех сил, максимально сокращая широчайшие. Я могу рассказать, что значит полностью исключить бицепс и все это заставить работать на спину».

УДАРЬ ПО ШИРОЧАЙШЕЙ На 43-летнем теле Кормье стал сказываться его 30-летний трудовой стаж в тренажерном зале. Пять лет назад травма позвоночника откинула его далеко назад, и ему пришлось заново учиться ходить. Ему простительно качать повторы только на тренажерах, но он потянет три упражнения на спину без блока, и в данный момент он показывает любителю, как делать тягу гантели одной рукой в наклоне, в стиле Чарльза Гласса. Уперевшись нерабочей рукой на стойку, Кормье тянет локтем, отводя его далеко от тела, примерно под углом 45 градусов к туловищу, вместо того чтобы держать чуть не впритык. Он полностью сконцентрирован на своей работающей широчайшей мышце, другая сторона при этом не напрягается. Это гораздо более динамичное и целенаправленное движение, чем просто тягать самые большие гантели спортзала.

"Большинство ребят делают повторы, но на самом деле они не делают ничего особенного в верхней части движения. Они не сокращают мышцы."

«Это не единственный способ сделать тягу, - говорит Кормье. - Всегда можно работать еще сильнее и взять веса потяжелее, но я хочу как можно больше задействовать широчайшие мышцы, а это не значит брать гантели по 90 кг. Я намерен использовать мою руку как крюк и не задействовать при движении бицепсы. Смысл и заключается в том, чтобы полностью выключить бицепс и как можно больше сосредоточиться на широчайшей, от верхней до нижней части и на каждом повторе».

Уильямс использует те же 45 кг, которые тянул Real Deal, следуя совету своего нового наставника: «Чувствуй ее на всем пути вверх. Выжми в верхней части. Выжми ее». Потом Кормье подробно разъясняет важность сильных сокращений: «Большинство ребят делают повторы, но на самом деле они не делают ничего особенного в верхней части движения. Они не сокращают мышцы. В движении нет взрыва. Этакая середина, где мышца работает без особых усилий. Работай сокращая. Я говорю своим мышцам: "Эй, я собираюсь загнать вас в ад. Вы должны быть сильными, вы должны быть налитыми, и все ваши волокна должны работать, потому что я собираюсь использовать каждую из вас"».

Концентрация внимания на растягивании и сокращении мускулатуры не требует от Кормье и Уильямса использования больших весов, чтобы «загнать в ад» все волокна широчайших мышц. Они доходят лишь до 50 кг на втором подходе и до 56 кг на третьем и четвертом. Все это время чемпион США следит за техникой своего подопечного и залпом выкрикивает шквал поощрений: «Сжимай ее! Давай! Впереди США, детка, США! Даешь большую спину, Кит! Большую! Тяни, тяни ее. Хорошие повторы. Без халявы, держи эту позу. Еще назад, еще. Вот сюда. Вот и все. Давай широчайшую. Почувствуй ее здесь!»

ТЕХНИКА ПРЕВЫШЕ ВСЕГО Когда они направлялись к следующему упражнению, шагая через зал, Кормье заметил тренера, качающего повторы в толстовке с капюшоном, и  усмехается по этому поводу: "Чертов Кай Грин, он заставил всех носить эти кенгуру в тренажерном зале». И он крепит к блоку широкую рукоять для горизонтальной тяги к поясу.

«Мне нравится прямой гриф, потому что мышцы по всей верхней части спины поддаются трудно, и сегодня все мое внимание на толщине трапеции Кита, потому что я знаю, когда он встанет в двойной бицепс сзади, ему понадобится каждая выпуклость, чтобы быть в центре внимания, и, используя широкий хват на нижнем блоке, мы сможем их получить».

Кормье согласен со мной в том, что двойной бицепс сзади имеет самое большое значение, поскольку это лучший показатель фигуры, объема и рельефности от голени до трапеции. Большинство конкурсантов, стоящих в ряд на сцене, выглядят одинаково, пока они не повернулись и не замерли в позе двойного бицепса сзади. «Вот и все! Вот это зачет, парень», - говорит Крис. Частенько именно двойной бицепс сзади, как никакая другая поза, приносит или победу, или поражение.

После повторов с весом 76 кг штифт на стеке опускается до 100 кг. «Он делал этакие мультяшные повторы, - шутит Кормье, когда интенсивность Уильямса стала ослабевать на первом подходе. - Детская возня. Нам еще работать и работать, дружок». И после десяти повторов Кормье Уильямс снова в игре. «Достаточно. Не наклоняйся слишком назад. Вот это движение. Вот за это платят». Как и на всех упражнениях этой тренировки, правильное исполнение имеет решающее значение: наклон вперед для растяжки на старте, тянуть широчайшими, а не руками, лишь едва подавшись назад при сокращении.

«Я технарь, - объясняет Кормье. - Вот так я воспринимаю себя в тренажерном зале. Техника превыше всего, гораздо важнее, чем вес. Научись делать повторы так, чтобы приковывать внимание всех именно там, где ты этого хочешь». Перед их третьим и последним подходом Кормье подмигивает мне, приговаривая: «Так мы заманиваем новичка на самое дно». И он смеется, устанавливая штифт под самый нижний «кирпич». Они будут использовать весь 112-килограммовый стек на блоке. Кормье хоть и технарь, но все еще может ворочать гору железа, даже на последнем подходе интенсивной тренировки. Уильямс «ныряет» на самое дно, а Кормье приговаривает: «Ты должен хотеть этого. Впереди США! Сжимай ее, сжимай. Вот это повторы, дружок. Вот это засчитывается. Вот за это платят». Сделав восемь повторов, фаворит США выравнивает счет с Грозой Турниров. Пыхтя, потея и улыбаясь, они снова чокаются кулаками.

«Техника превыше всего, гораздо важнее, чем вес. Научись делать повторы так, чтобы приковывать внимание всех именно там, где ты этого хочешь».

 

ПРОРЫВ НАВЕРХ После того как Кормье проконтролировал технику Уильямса и научил его, объясняя ему, как лучше всего фиксировать каждую обязательную позу, я спрашиваю Грозу о том дне, когда он выиграл чемпионат США 17 лет и 72 профессиональных шоу назад. В отличие от Уильямса он не был фаворитом. Перед этим он двадцать один месяц не позировал на сцене и был почти забыт. Но больше всего ему запомнилось то, что предшествовало восхождению на сцену - тренировки в этом же зале, бок о бок со многими уже состоявшимися легендами и вскоре ставшими легендами (это почти о каждом, кто тренировался в Венисе в то время), и трансформация его физических данных из месяца в месяц, а затем и изо дня в день, от претендента-любителя до перспективного профи.

Кормье покорил эту вершину, поднимаясь так быстро, что едва заметил ее высоту. Сегодня он придерживается той же стратегии, тренируя претендента в профессионалы. Уильямс, впитывая каждый глоток знаний легендарных предшественников, так же спринтует ввысь на полной скорости, не оглядываясь, стремясь на самую вершину. Вот в такие дни и куются новые легенды.

FLEX №2 2011